Хорошо ли спит ваш ребёнок? А что значит «хорошо»?
С кандидатом медицинских наук, врачом-неврологом «Клиника Эксперт» Смоленск Синельщиковой Анной Викторовной говорим о нарушениях сна у детей.
- Анна Викторовна, прежде чем рассматривать причины плохого сна у детей, давайте поможем родителям понять, что такое полноценный здоровый детский сон. Сколько ребёнку необходимо спать?
Полноценный здоровый сон как у ребёнка, так и у взрослого - это регулярно повторяющееся, легко обратимое состояние. Для него характерны покой, сравнительная неподвижность, ослабление реакций на внешние раздражители. Всё это - качественные характеристики сна.
Продолжительность сна индивидуальна, однако в среднем дети дошкольного возраста должны спать 11-13 часов в сутки.
- Правильно ли понимать под «плохим сном» отклонение от рекомендованных врачами норм сна для детей?
Да, причём нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. При этом плохим сон может считаться как при нарушении его продолжительности, так и качества. Т.е. например, если ребёнок спит 11-13 часов, но при этом его сон беспокойный, он часто пробуждается, то такой сон считается плохим.
Общая слабость, вялость у ребёнка после
пробуждения - не всегда признак плохого
сна: речь может идти о каком-либо недуге
- А если продолжительность и качество сна объективно нормальны, а ребёнок с утра чувствует себя уставшим, вялым, можно ли сказать, что и это - показатель плохого сна?
Нет. По моему мнению, если с параметрами сна всё в порядке, то нужно искать другие причины такого состояния ребёнка.
- Обычно родителей волнует ночной сон детей. Стоит ли беспокоиться, если ребёнок-дошкольник плохо спит днём?
Ответ зависит от того, каковы параметры сна. Например, если ребёнок спит 11-13 часов, всё это время приходится на ночной сон, днём он спать не хочет и при этом чувствует себя хорошо - это нормально. Также важно иметь в виду регулярность, повторяемость какой-то «модели» сна. Т.е. если она изо дня в день остаётся стабильной, состояние ребёнка удовлетворительное, он активен, то поводов для беспокойства нет.
- В каком возрасте от дневного сна можно отказаться?
Чётких критериев нет. Ориентироваться можно на состояние ребёнка. Если во второй половине дня он активен, работоспособен, эмоционально уравновешен, поведение его нормальное, и это повторяется регулярно, то дневной сон можно исключить. Если же он сонлив, утомляется, чувствует слабость, у него ухудшается внимание, снижается работоспособность, тогда поспать днём будет только на пользу.
Если ребёнок «перевыполняет» свою
суточную норму по сну, это также
повод показать его доктору
- А что если ребёнок «перевыполняет» свою суточную норму? Например, достаточно спит ночью и при этом хочет спать днём, что в итоге превышает 13 часов
Дать ему поспать, безусловно, нужно. Однако здесь важно помнить, что нормальный ночной сон с достаточно длительным дневным может встречаться и при таких состояниях, как гиперсомния и нарколепсия. Поэтому целесообразно показать ребёнка доктору, чтобы выяснить возможную причину такой сонливости.
- Бывают ли исключения в виде индивидуальной нормы сна для конкретного ребёнка? Например, если ребёнок спит меньше положенного времени, но при этом бодр и здоров, стоит ли беспокоиться родителям?
Волноваться не нужно. Как я упоминала выше, если у этого ребёнка такое повторяется регулярно и постоянно (в частности, месяц и более), и при этом качество его жизни не снижается, поведение и эмоциональный фон остаются нормальными, то можно считать это его индивидуальной нормой сна.
- Вы можете рассказать об основных причинах плохого сна у деток?
Здесь прежде всего нужно сказать о вариантах расстройства ночного сна. Причины у них разные.
К таким вариантам относятся нарушения двигательной сферы и функций дыхания.
В первую группу входят:
- бруксизм (скрежет зубами во время сна);
- сомнилоквия (сноговорение);
- сомнамбулизм (снохождение).
- некоторые судорожные состояния.
Бруксизм может быть как первичным (нет патологии со стороны внутренних органов), так и, например, при наличии глистной патологии. Сноговорение и снохождение - это чаще всего первичные расстройства.
Среди нарушений дыхания:
- синдром апноэ во сне;
- иные расстройства дыхания - в частности, бронхоспазм.
Синдром апноэ во сне - это первичное расстройство, когда со стороны дыхательной системы патологии не обнаруживается. Другие расстройства дыхания могут быть обусловлены нарушениями со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
В любом случае необходима консультация педиатра и невролога.
- Что могут сделать родители для того, чтобы наладить сон своего ребёнка?
Чтобы у детей был здоровый сон, необходимо соблюдать довольно простые правила. Следует:
- соблюдать режим труда и отдыха. Начало сна должно быть в одно и то же время, в одинаковой обстановке;
- перед отходом ко сну нужно хорошо проветрить помещение, затемнить его. В комнате должно быть тихо и спокойно.
Это же справедливо и в отношении дневного сна.
Важно, чтобы эти правила выполнялись регулярно, чтобы у ребёнка мог выработаться соответствующий стереотип.
- Анна Викторовна, если мамы и папы использовали все советы, но ничего не помогает, к кому обращаться за помощью в вопросе «ребёнок плохо спит, что делать?»
В первую очередь - к педиатру для исключения болезней со стороны внутренних органов, т.е. чтобы исключить причины вторичных нарушений сна. Если они не обнаружены, тогда следует обратиться к неврологу.
- Как вы относитесь к совместному сну родителей и детей? Решает ли он проблему плохого сна?
Не всегда. Если говорить о совместном сне, то это допустимо в младенческом, раннем детском возрасте, до дошкольного.
Если это практикуется в дошкольном возрасте, то сон, напротив, может ухудшаться.
Поэтому рекомендуется не приучать ребёнка к совместному сну с папой или мамой в принципе. Если же такое происходит, то с 1,5-2 лет имеет смысл начать приучать ребёнка спать отдельно.
Другие материалы по темам:
Всегда ли бессонница – это вдохновение?
Мы хотим дышать! Как помочь детям и взрослым с бронхиальной астмой?
Больше не приговор! Врождённые пороки сердца у детей: выявить и вылечить
Для справки:
Синельщикова Анна Викторовна
Выпускница лечебного факультета Смоленской государственной медицинской академии 2007 года.
С 2007 года по 2008 проходила клиническую интернатуру, а с 2008 по 2010 - клиническую ординатуру по неврологии.
В 2013 году окончила аспирантуру. Имеет учёную степень кандидата медицинских наук.
В настоящее время - врач-невролог, врач функциональной диагностики в «Клиника Эксперт» Смоленск.
Принимает по адресу: ул. 8 Марта, д. 20.